До 2021 года при зачислении сумм на счета банки проверяли только два реквизита: номер счета и наименование получателя, и проблемы возникали в ситуациях, когда разные компании имели одинаковое наименование. После этого Центральный банк внес изменения в положение № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Кре-дитные организации обязали проверять еще и ИНН получателя.
Сотрудники банка должны сверять данные владельца счета с теми, что указал пла-тельщик, и, если есть сомнения в достоверности сведений - сообщить об этом отправителю.
Перевод денег другому получателю говорит о том, что финансовая организация ока-зала услугу ненадлежащего качества. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежа-щим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ) исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
В силу п. 1 ст. 29 Закона РФ потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков ока-занной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потре-бовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отка-заться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные не-достатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
При рассмотрении вопросов о возмещении потребителю денежных средств, перечис-ленных банком мошенникам, суд должен учитывать, что у потребителя нет специальных познаний о правилах оказания банковских услуг. Действующее законодательство возлагает обязанность проверки правильности перевода не на потребителя, а на банк как исполнителя услуг. ИНН, в отличие от номера счета компании в банке, – это открытые данные. Поэтому плательщик может их проверить. Банк, который принял платежное поручение с определенным идентификационным номером налогоплательщика, обязан перевести деньги именно этой фирме. А если в платежном поручении есть неточность, например, счет принадлежит другому юридическому лицу, – сообщить об этом отправителю.