В ходе исследования эксперты проанализировали действующую систему нормативно-правового обеспечения и необходимые механизмы и шаги по созданию в России государственной системы непрерывного образования и просвещения. Выявлено, что один из ключевых барьеров – это недоработанность законодательной базы. Для решения данного вопроса потребуется единая методология, четкий межведомственный план действий и оценка эффективности работы высших должностных лиц в субъектах РФ.
Полный текст исследования доступен по ссылке.
«Проведена большая исследовательская работа, и теперь перед нами стоит вызов, как действовать дальше. Мы видим три уровня работы. Первый – на федеральном уровне внести изменения в законодательство, доработать нормативную базу, а также создать методологию, чтобы любой стейкхолдер, который хочет заняться экологическим образованием, понимал, чего нужно достичь и как измерять эффективность своей деятельности. Второй уровень – работа с региональными проектами, но обязательно с учетом федеральных норм. Наконец, взаимодействие с сектором НКО и научными организациями. Конечно, нужно идти всеми тремя путями», – прокомментировала Елена Горохова, директор Движения ЭКА, руководитель рабочей группы по экообразованию Координационного совета при Общественной палате РФ по экологическому благополучию.
«Проблема в том, что сегодня нет четкого определения экологической культуры. Статья №71 ФЗ «Об охране окружающей среды» говорит о том, что процесс ее формирования должен быть комплексным и системным. Однако статья №72 об основах экологической культуры, которые должны закладываться со школьного возраста, в 2012 году была исключена из текста закона. В результате у нас законодательно не закреплены четкие требования по формированию экологической культуры, нет единой методологии, инструментария для достижения цели, ведомства работают несогласованно. Многие мероприятия по охране окружающей среды и развитию экопросвещения в субъектах РФ оказываются неэффективными», – отметила Лариса Шмелькова, член Научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования и Координационного совета при Общественной палате РФ по экологическому благополучию.
Эксперты также предложили модельный план построения государственной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Он включает несколько основных шагов:
- Создать документ стратегического планирования с приоритетами, целями и задачами экологического образования и просвещения.
- Запустить государственную программу или национальный проект, включающий федеральные проекты по экологическому образованию, просвещению, подготовке кадров для устойчивого развития России.
- Включить показатели по формированию экологической культуры в оценку эффективности работы руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
- Создать рабочую группу при Госсовете Российской Федерации по направлению «Экологическая культура (или Устойчивое развитие России)» для координации межведомственных работ.
- Усовершенствовать законодательство: принять Федеральный закон «Экологическое образование, просвещение и культура», а также доработать Федеральный закон № 7-ФЗ, внести изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ.
Доклад был представлен на круглом столе «Экологическая культура: в чем общественная выгода?» в Общественной палате РФ. Рекомендации экспертов будут направлены в профильные органы власти.